Глава 2
1
— Мужики, — раздался из темноты чей-то голос, — а
Павлик-то — сачок!
Кто! кто это сказал? Сон сразу сошел на нет: “Да я ему!..” Кому — “ему”? —
не видно же ни черта. Да и не докажешь так ничего...
Что оно, собственно, означает это словцо?
“А ты чего не работаешь?” — грубо бросил Костя Таллер. — “Так перекур
же”, — виновато заморгал Васька. — “Кто не курит, тот сачкует!” — назидательно
изрек Костя. — Всерьез? В шутку? Только перекуров с тех пор для Васьки не было.
И он выматывался вдрызг. Как-то, проходя по цеху, Павел увидел его спящим
в одном из закутков, на стопке шлакоблоков. Васька спал, подогнув ноги, “ручки
под щечку”, причмокивая губами во сне.
Смеялись над ним, в общем-то, не злобно... Закончили первый прогон пола —
Костя сказал, надо “знак качества” поставить; он говорил, есть такой обычай —
посадить на жидкий бетон девочку: девчонки визжат, упираются, но их весело тащат
и сажают, где-нибудь в уголке, чтобы не портить работу. Павел весь подобрался:
Костя не мигая смотрел на Веру.
Вера положила мастерок и выпрямилась. Сняла рукавицы, поправила шерстяной
шарфик и... — Ах, как она посмотрела! — Взгляд Кости скользнул вбок, зацепился
за Ваську, тот растерянно заморгал. Секунда — и четверо подхватили его, понесли,
враскорячку...
Васька — сачок! Да нет, конечно. Смеялись над ним... Но — темный огонь
в зрачках, когда надрывалось его нескладное тельце. Не оттого ли, перемахнув
в развороте, он саданул однажды ломом в сапог...
Вторым был Дёма. Держался он странно, что и говорить, но работал как мог —
с его-то ростом — под трубами, в яме!..
Слово-пощечина. Слово-плевок в лицо. А значит оно, что делят в бригаде всё
на всех — а ты, подлец, сачкуешь, на чужих костях выезжаешь! И вот теперь...
— Мужики, а Павлик-то — сачок! — это был голос Кости Таллера. И вызов надо
было принять.
— Ты это сам придумал? Или подсказал кто-нибудь?
— Да это все знают.
— И что же “все знают”, можно узнать?
— Да то. Что ты на работе не выкладываешься. — Таллер говорил чуть
растягивая слова, спокойно и нагло.
— Откуда ты это взял?! — “Фактов у него нет, сплошной блеф. Их нет, этих
фактов. Потому, что не может быть. Хотя... Неужели все дело в том злосчастном
стишке для газеты?!”
Дёма сидел, положив локти на стол, в узловатых пальцах вертел карандаш.
— Так, — он постучал карандашом по крышке стола, — какие у нас есть
материалы для газеты?
— Стихи, у меня и у Кости.
— Так. Начнем, пожалуй... с тебя. Прошу! — Дёма указал на стул по другую
сторону стола и взял листок: — Так...
Работа, работа, работа! –
где-то в печенках стучит.
А сердце так жаждет компота
и страстно о каше грустит...
— Так. Налицо явная нелепость: сердце не может жаждать
компота. Это функция желудка. Сердце следует заменить на желудок, — он
сделал пометку карандашом. — Желудок так жаждет компота и страстно о каше
грустит. Так, это пойдет...
— Но в этом вся соль, — попытался объяснить Павел.
— Ирония, — подсказал кто-то.
— Так. Повторяю: сердце следует заменить на желудок. У тебя, видимо, пока
не развито чувство слова, я бы сказал, поэтический слух. Но это поправимо. —
Дёма с тоской посмотрел на него. Дёма... Косая, невнятного оттенка челка,
небольшой лоб, крупный, несуразный нос, бугристые щеки и подбородок — все
в белых головках и черных точках угрей... “Да кто ты, собственно, такой, Дёма?
Сам-то ты можешь что-нибудь написать?”
— И откуда ты все знаешь?! — не выдержал Павел.
— Что вы едите, что вы такие умные? — опять вставил кто-то.
— Видишь ли, — Дёма снисходительно улыбнулся, — я являюсь членом лито.
— Членом чего??
— Я являюсь членом лито, — с достоинством повторил Дёма, — членом
литературного объединения при институтской многотиражной газете. В ней
опубликовано несколько моих заметок. И руководитель лито хвалил мои стихи.
— И этот пишет! Прямо не бригада, а!.. Дай-ка сюда, — листок забрала рука
Евгения Крокодилыча. — Продолжим, — он поерзал взглядом по строчкам и
торжественно начал читать:
Грохочет в руках пневмомолот,
сейчас я умру, может быть.
А сердце тоскует: я молод!
Я молод, мне хочется жить!
......................................................
Слипается взмыленный волос,
с лопатой немеет рука,
и даже свой собственный голос
доносится издалека...
— Не вижу никакой иронии, — сказал Евгений Крокодилыч,
оглядывая всех. — Написано все как есть. Суровая действительность, да-с. И тот,
кто не сидел в яме, не кидал бетон, пусть первым бросит в меня... — нет, вот
в него! — камень. Требую оставить все как есть.
— Так. Вы мне мешаете работать, — нахохлился Дёма, — Отдайте текст!
— Пожалуйста! — бумажка полетела на стол.
— Так. Следующий, — он взял у Кости листок, углубился в “текст”, сводя и
разводя брови и почесывая карандашом за ухом.
— М-да... — произнес он наконец, — мм-да! Здесь, по-видимому, нарушена
константность экспрессии. Например, не вполне ясно, что означает строка “Я
потом что непонятно объясню”, — он почесал за ухом. — Все же необходимо
отметить, что это несколько лучше, чем произведение предыдущего автора, хотя
первое и ближе нам по теме...
“Да что ж там написал Костя?!”
А Женя читал из-за Дёминой спины.
— Это Окуджава, — сказал он. — “Живописцы, окуните ваши кисти...” Это песня
Окуджавы.
— Костя, как же так? — вскочил Павел. — Скажи, ведь это твои стихи, Костя!
(Костя побледнел.) Скажи, это твои стихи?!
Костя пожал плечами:
— А я и не говорил, что мои.
— Так. Мы будем снимать кино, или мы не будем снимать кино? Мы будем делать
газету, или мы не будем делать газету? — Дёма постучал карандашом по столу. —
Где у нас фотографии?
— У меня рука болит, — сказал Игорек.
— Нет фотографий! — жестко ответил Коленька. — Я пленку засветил.
Пауза затягивалась... “Откуда ты это взял?” — Простой, в сущности, вопрос.
Элементарный. — Заранее не подготовился? Или передумал на ходу? Ну что ж, пусть
напомнит про стишок!..
— Так откуда ты это взял? — повторил Павел.
— Мне сил хватает только до койки после смены доползти, а ты... — бодро
начал отвечать Таллер, но снова запнулся.
— Что? — Что он хочет сказать? Дежурства после отбоя? Так ведь это —
дежурства, тут и говорить нечего. Да и врет, врет... Ни разу ведь танцев не
пропустил...
—...А ты можешь еще за всей бригадой лопаты унести!
Это была правда. Силушка в жилушках играла. Сперва вскидывал на каждое
плечо за черенки по три-четыре совка, потом научился — по десять-двенадцать. Ну
и пару ломов в придачу... Аттракцион, впервые на манеже! Лопаты унести... Вот
тебе раз! Но ведь глупо же!.. Ну и что из того?
— Не пойму, ты больше меня работаешь, да?
— Нет, не больше. Но ты знаешь наш принцип? От каждого — по способностям.
Вот так-то!
И это снова была правда. При одинаковом росте, сравнивать их просто смешно.
Да и принцип-то ведь — наш! Павел не мог постичь простого, как
скоросшиватель, приспособления, с помощью которого множество маленьких правд
складывается в одну большую и толстую ложь... Но — ложь, ложь! Что-то
захлестнуло, ударило его по горлу.
— Да ты, ты!.. Знаешь ты кто?! — захрипел он. “Неужели никто, никто ничего
не скажет? Неужели никто?!” — Да что же вы все молчите!!
— Дайте спать! — промычал с другого конца палаты Коленька.
— Кончай базар! — поддержал его Игорек.
“И за что, за что, за что они так со мной? Что я им сделал? ну что?” —
свербила, саднила, повторялась в разных вариантах одна и та же мысль, возникал и
ждал ответа один и тот же вопрос...
2
Было тихо, пожалуй, даже слишком тихо.
— Игорь, — шепотом позвал он, — как же так, Игорь? В чем я виноват?
Тишина.
Зачем он пошел тогда с ними? — Что за вопрос! Свои: позвали — пошел... На
терраске Евгений Крокодилыч развлекал светской беседой смешливую полную Валю,
в саду Игорь с Ниной собирали малину — возня, визг, а потом стихло. В комнате
напротив него сидело странное существо в мини-юбке — как ее звали? Ноги
во вьетнамках, в земле, в черной грязи. Волосы, ресницы и большие выпуклые
глаза — без всякого цвета. “Красотка!” Он время от времени вынимал спелую темную
ягоду из граненого стакана, и она таяла во рту — без запаха и вкуса.
— Вы сюда малину пришли есть? — услышал он вдруг. И вспыхнул: “Уж не думает
ли она!..” А в самом деле, что он тут делает? Он повертел в руках стакан, потом
поставил его на стол и вышел...
“Двадцать один, двадцать два, двадцать три”, — в матово-красном свете Игорь
бросил розоватый прямоугольник в ванночку, расправил пинцетом. Снимок понемногу
начал проступать...
...Там, где причалил катер, сразу начиналась тайга. Игорь и Павлик несли
три больших котла, вложенных один в другой. Впереди них по трапу спускался
Коленька.
— Ну, сегодня поснимаем, — радостно сообщил он. — Солнышко-то как
разыгралось!
— Здесь и загореть можно, не то что в нашем цеху, — улыбнулся Игорек. — А
пленки хватит?
— Хватит, я новую зарядил.
Они немного отстали от остальных, на небольшой проплешине перед подъемом на
сопку поставили котлы на траву. Игорь снял рубашку: “Жарко!” Коленька поставил
их против солнца, присел, стал наводить резкость: “Внимание, первый кадр!..”
...На снимке был один Павлик. Рядом с ним — сплошное светлое пятно. “Может,
проявитель слабый?” — Игорь повторил экспозицию, на этот раз — до двадцати
шести: на бумаге — он и Павлик, в обнимку. — “Сам же, идиот, настоял!.. Ну и
торс!” — Нет, правильные черты лица, пепельные волосы волной, грудные мышцы —
всё на месте. Но торс! Разве это торс? Разве это руки? — Канаты какие-то, а не
руки! А пропорции?! А взгляд! — Особенно по сравнению с... “Нинке такое не
покажешь!”
— Зараза! — он мелко покрошил мокрые карточки в корзину.
— Игорь, — снова послышалось рядом, — я знаю, что ты не спишь!..
“Не отвяжется ведь, зараза! Мало ему...”
— Чего тебе?
— Как же так, Игорь?!
— А вот так! — сказал Игорь, потом прошипел в самое ухо: — Знать бы, где
упасть, — соломки бы подстелил.
“Да что же это, сговорились они, что ли!” В горле стало вдруг щекотать,
будто перышком. Начался сухой бесконечный кашель.
Оглавление
|