КОММЕНТАРИИ
К  ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ  ТЕСТАМ

От автора

Комментарии к психологическим тестам мне предложили написать летом 1997 года в одном из самых крупных московских издательств. 
     Психология (и парапсихология) привлекала меня лет с пятнадцати — хотел не только «все узнать», но и «пощупать руками». (Согласно господствовавшей в то время материалистической парадигме, все функции высшей нервной деятельности были обусловлены сигналами центральной нервной системы, понятие «душа» в нее не вписывалось.) Окончил ф-т радиоэлектроники МАИ, специальность — информационные системы, преддипломная практика и выполнение дипломного проекта проходили в Лаборатории дифференциальной психофизиологии Института психологии Академии наук (ИПАН), которая занималась поиском «паспортных характеристик личности». В дальнейшем мои научные интересы в основном были связаны с нейрофизиологией и биофизикой нервной клетки. Но и потом психология по-прежнему интересовала меня — как ученого и как писателя. Поэтому мне и самому хотелось высказаться на заданную тему.
     С тех пор перечитывал эти тексты несколько раз: оказалось, что они сами по себе могут обладать психотерапевтическим эффектом. Самих тестов здесь, естественно, нет, поскольку я не являюсь их автором. Синим цветом выделены отредактированные мной фрагменты исходного текста, полученного от издательства.

 

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТЕСТЫ?
Предисловие

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Ларошфуко

Книга, которую вы сейчас держите в руках, — сборник психологических тестов для взрослых и детей. Многие из них (разумеется, тестов, а не детей) занимают прочное место в практике психолога. Поэтому их по праву можно назвать классикой практической психологии. Составители постарались дать каждому из них достаточно полное описание, чтобы насколько возможно облегчить жизнь тем, кто собирается их применять.

Если вы практикующий психолог и хорошо знаете ответ на вопрос «зачем нужны тесты?», то спокойно можете пропустить предисловие и читать дальше (точно так же можно поступить и с текстом, помеченным вот таким значком —   ), будьте уверены, лучшего справочника по тестированию вам не найти. 

  Если же вы только собираетесь стать профессиональным психологом или хотите использовать психологические методики для решения чисто прикладных задач, то позвольте обратиться к вам так:

Уважаемый любитель психологии!

(Заметим в скобках, что в слове «любитель» здесь не может быть уничижительного смысла, поскольку происходит оно от слова «любить», а «уважаемый» — не дежурное обращение, ибо проявление такого интереса уже само по себе, на наш взгляд, достойно уважения.)

Что может быть интереснее для человека, чем сам человек? Познай себя! — говорили древние. Да и о других неплохо было бы кое-что узнать, например социальную ориентацию, интеллектуальные способности или варианты поведения в той или иной ситуации. Ведь не секрет, что любая команда (экипаж, фирма), если не хочет проиграть, должна быть подобрана по принципу психологической совместимости. А если коллектив формируется на основе каких-то других принципов — ох!.. Некоторые руководители просто недоумевают: и оборудование — самое-самое, и штат полностью укомплектован, и денег вроде бы хватает, а вот поди ж ты... (Помните, у Крылова? — однажды Лебедь, Рак да Щука...) А группа в детском саду, а школьный класс? Туда попадают дети обычно одного возраста, чаще всего живущие в одном микрорайоне — вот и все «принципы отбора». Поэтому педагогу нужно правильно (и непредвзято!) ориентироваться в общении с каждым из своих подопечных. Что говорить, когда и своего ребенка подчас трудно понять — то ли ему недостаточно уделяют внимания, то ли наоборот... Опять же, с давних времен врачи Запада и Востока отмечали: то, что для одного — лекарство, для другого — яд. (Взять хотя бы книги Аюрведы.) Безусловно, Гиппократ, — кстати, первой заповедью которого было: «не вреди!», — не рекомендовал бы, скажем, холерику и меланхолику одно и то же средство — при одних и тех же симптомах заболевания. И хотя каждый из нас — единственный и неповторимый, создан, так сказать, в одном единственном экземпляре, тем не менее существуют признаки, по которым людей можно разделить на группы с некоторыми общими свойствами. Вот для того чтобы эти свойства определить и понять, чего и от кого (в том числе и лично от вас — или, если угодно, вам от себя) следует ожидать, собственно, и нужны тесты.

Без них, пожалуй, трудно обойтись адвокату и специалисту по маркетингу, менеджеру и руководителю предприятия, — словом, тем, кто работает с людьми, хотя нельзя отрицать, что такая работа и сегодня — не столько наука, сколько искусство.

Впрочем, должны вас предупредить: не обольщайтесь! Несмотря на кажущуюся простоту, правильное использование тестов и опросников требует определенных знаний и навыков. Прилагаемые к ним интерпретации — всего лишь выжимка из обширных теоретических и практических данных, на базе которых создавалась та или иная методика. Поэтому чтение интерпретации может вызвать у вас удивление, разочарование, чувство неопределенности или какие-то иные негативные реакции. Не исключено, что вы все же найдете кое-какую информацию о себе, недалекую от истины. Но вряд ли стоит уповать на то, что, ознакомившись с данными методиками и испытав их на себе (даже не исключая того, что ваш интерес к психологическим тестам уже имеет какую-то предысторию), вы получите полный и исчерпывающий ответ на вопрос «кто я?». Согласитесь, что едва ли реально за небольшой срок, затратив не слишком много усилий, найти ответ на столь сокровенный вопрос.

Во-первых, в руках непрофессионала эти тесты и опросники будут далеко не всесильны, во-вторых, хотим посоветовать вам отделить ваши ожидания от реальных возможностей психологии вообще. Но тем не менее по секрету скажем вам, что в этой книге вы можете для себя обнаружить необыкновенный потенциал, если заинтересуетесь психологией всерьез, если вы достаточно активны для этого и вам не жаль потратить время и силы на развитие и интеграцию своей личности. Здесь нет готовых ответов, но можно найти достойную тему для размышлений. Эта книга может стать отправной или промежуточной (в зависимости от того, на каком этапе вы находитесь) точкой в таком длительном и трудном, но все же увлекательном пути самосовершенствования. Полностью доверяя своим силам и собственной мудрости, в случае необходимости обратитесь все-таки к специалисту, беседа с которым может разрешить возникшие противоречия, устранить сомнения, избежать неудачи.

Несколько слов по поводу применения тестов для отбора сотрудников, этики взаимоотношений и «чистоты эксперимента». Если в качестве бланка тестирования испытуемый получил «полуслепую» ксерокопию и для общения с экспериментатором ему придется выворачивать шею — добавьте сюда душную проходную комнату, где туда-сюда снуют посетители, постоянно звонит телефон и работают факс и ксерокс, — то вряд ли удастся получить результаты, достоверные с научной точки зрения. С другой стороны, если претенденту на вакантную должность в будущем придется работать именно в таких условиях, то объективно присущие ему способности, выявленные при полном комфорте, в процессе работы могут в должной мере и не проявиться.

И еще. Джакомо Казанова (да, тот самый Казанова) пришел к заключению, что большинство предсказанных событий так никогда и не произошли бы, если бы не были предсказаны заранее. Может быть, это глубоко психологичное наблюдение послужит вам предостережением от поспешных обобщений.

 

Г Л А В А  1
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Вступление

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.
Ларошфуко

В этой главе собраны тесты, предназначенные для исследования интеллекта, памяти, внимания и мышления. Они могут быть полезны не только специалистам, но и тем, кому предстоит участвовать в отборочных мероприятиях при поступлении на работу или учебу. Эти тесты познакомят с серией типичных заданий, которые могут иметь место в отборочных программах.

Некоторые из предлагаемых методик помогут родителям и педагогам определить потенциальные способности, умения, индивидуальные особенности детей дошкольного и школьного возраста.

  Хотя значение слова «интеллект» интуитивно понятно почти каждому, уже при ближайшем знакомстве с природой этого явления обнаруживается, что никто не знает точно, что же скрывается под этим понятием. Один умный человек сказал, что «это то, чего нет у других», другой считал, что это как раз то, что измеряют тесты на интеллект (он, кстати, был одним из основоположников создания подобных тестов). Это они так шутят. Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды.

Будем считать, что интеллект — во-первых, способность к мыслительной деятельности; во-вторых, способность к пониманию и приспособлению к новой ситуации; и в-третьих, способность к решению проблем.

Для обработки тестов «на интеллект» существует такой показатель, как «коэффициент умственного развития» IQ (Intellectual Quotient), значение которого неспециалисты обычно склонны переоценивать. При таком, чисто количественном, подходе теряется значительная часть ценной психологической информации. Поэтому следует обратить внимание на качественную интерпретацию результатов тестирования: надо проанализировать, какие задания составляют наибольшую трудность для испытуемого, а какие он выполнил правильно и без труда. Более того, необходимо помнить, что творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта. Чтобы получить реальное представление об этом потенциале, необходимо сначала определить приоритетную сферу интересов, в которой максимально раскрываются способности данной личности, и формулировать задачу с упором на эти способности.

Что касается тестов на заучивание или узнавание, то все эти методы имеют общую основу: в каждом из них испытуемый заучивает предъявляемые ему списки элементов. Такими элементами могут быть знаки, картинки, числа, отдельные слова, пары слов, предложения или «бессмысленные» слоги. Заучивание ряда элементов происходит путем многократных попыток — проб. Каждая проба состоит из предъявления испытуемому ряда элементов и последующего их воспроизведения, при котором выясняется, что он смог запомнить.

Метод заучивания списков ввел Герман Эббингауз в 1885 году. Он провел многочисленные эксперименты на одном испытуемом — на самом себе. Конечно, не для «проверки памяти», а для систематического изучения процессов запоминания и забывания, чем он, собственно, и занимался. В своих экспериментах он заучивал ряды бессмысленных слогов. Именно Эббингауз придумал эти слоги, т. к. хотел устранить нежелательный с его точки зрения фактор — смысл. Эббингауз считал, что если он будет использовать ряды, состоящие из настоящих слов, то смысл повлияет на результаты экспериментов. А он хотел изучить образование и сохранение в памяти новых ассоциаций, независимых от уже существующих.

Ученые выяснили, что списки сначала запечатлеваются (кратковременная память), затем обрабатываются, утилизируются (оперативная память) и постепенно благополучно забываются — иначе мы были бы в конце концов не способны к восприятию новой информации. Но кое-что все-таки остается — на всю оставшуюся жизнь; это и называется долговременной памятью. У наиболее «творческих» людей оперативные процессы идут столь быстро и интенсивно, что в их памяти в первозданном виде не остается почти ничего. Зато у «эрудитов» картина прямо противоположная: целые блоки информации могут храниться в их мозгу (и воспроизводиться) долгие годы, вообще не подвергаясь никакой переработке. Есть люди с развитой долговременной памятью, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и долго сохраняют запомненный ими материал. А есть и такие — быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что запомнили. У них более сильна кратковременная память. Поэтому если ваше чадо буквально «схватывает все на лету» — это еще не повод для умиления. А если запоминает долго и мучительно — это еще не повод для расстройства.

Не следует также забывать, что память связана с волей, и по мере ее участия в запоминании и воспроизведении материала память можно разделить на непроизвольную (действующую автоматически, без установки на запоминание и особых усилий) и произвольную (требующую усилий воли). Поэтому многие проблемы вроде бы связанные с памятью — на самом деле проблемы не памяти, а внимания. Помните? — Шерлок Холмс спросил доктора Ватсона (или Уотсона, если угодно) — сколько ступенек у них на лестнице, по которой тот каждый день поднимался.

Внимание, как и реактивный самолет, должно обладать устойчивостью и маневренностью (лабильностью — по-научному). Для оценки этих, в известной мере противоположных, качеств здесь предложен целый ряд тестов (Корректурная проба, Таблицы Шульте, Кpасно-чеpная таблица, Интеллектуальная лабильность и др.)

Часть методик имеет возрастные ограничения, т. е. годятся только для детей (условно — от 5 до 16 лет) или только для взрослых (от 16 и старше). Есть тесты, которые применимы к любому возрасту, но с определенными поправками, которые описаны в каждом конкретном случае.

Если тесты на интеллект рассчитаны как на индивидуальное, так и на групповое обследование, то тесты на отдельные познавательные процессы наиболее эффективны в их индивидуальном применении.

Результаты одного теста не являются объективным показателем умственного развития личности, поэтому для более полного исследования этого качества необходимо использовать несколько тестов на интеллект и отдельные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление).

 

ИГРЫ СО СЛОВАМИ. ВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕСТ АЙЗЕНКА

  Вы смотрите телеигру «Поле чудес»? А в «балду» когда-нибудь играли? — сейчас, кстати, появились компьютерные версии. Возможно, вам приходилось разгадывать ребусы и шарады. Айзенк предложил всего-навсего ряд новых вербальных (проще говоря, словесных) игр, которые от обычного кроссворда отличаются тем, что решать задачи можно по выбору. И на время — в этом-то и вся штука, ведь даже не всякий гроссмейстер хорошо играет «блиц».

И еще одно отличие. Напомним, что анаграмма — это слово, полученное перестановкой букв другого слова. По правилам, новое слово должно иметь определенный смысл. Айзенк это правило как бы проигнорировал, — разумеется, не из-за недостатка интеллекта, а для исключения побочных смысловых ассоциаций, — и получилась полная белиберда (лдбаеибре). Поэтому будьте готовы к тому, что анаграммы Айзенка никакого смысла не имеют, но первоначальное слово все же придется отгадать.

Тест предназначен для исследования вербального интеллекта — одного из видов формально-логического мышления, которое, по современным представлениям, связано с работой левого полушария головного мозга и противопоставляется образному мышлению, соответственно относящемуся к правому полушарию.

 

ТЕСТ НА ИНТЕЛЛЕКТ — CFIT КЭТТЕЛА
Пpедложен P.Кэттелом в 1958 году

  Аббревиатура CFIT расшифровывается как Culture Free Intellect Test. Английское «free» чаще всего переводится как «свободный» (другое значение — «независимый», — для англичан это одно и то же), поэтому тест Кэттела имеет определение «культурно-свободный» в сборниках и монографиях, свободных от культуры перевода.

В ходе выполнения задания испытуемый имеет дело с простыми рисунками-знаками. Таким образом, предполагается, что тест предназначен для определения уровня интеллектуального развития лиц, не знакомых даже с азбукой, — независимо от влияния таких факторов, как культурный уровень, образование и т. п. Его можно применять как для индивидуального, так и для группового обследования.

Каждое задание имеет только один правильный ответ. По этому поводу не следует забывать, что важнейшим интеллектуальным компонентом творчества является преобладание так называемого дивергентного мышления, которое (по определению) предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Таким образом, тест в целом ориентирован на противоположный — конвергентный — тип мышления, направленный на поиск единственного решения, снимающего проблему как таковую. И если вам нужны толковые исполнители, а не «творческие личности», — смело применяйте этот тест для отбора: он поможет вам выбрать «золотую середину». Правда, не исключена вероятность «отсеять» будущего гения...

«Свободен» ли на самом деле данный тест от уровня культуры (т. е. приобретенных знаний и навыков) испытуемых — вопрос спорный. Результаты, полученные за последние сорок лет, дали основание считать, что IQ отражает преимущественно приобретенные способности и практически не пригоден для выяснения возможных генетических различий. Наследственные задатки человека могут проявляться, как правило, только после соответствующего обучения и в определенной культурной среде.

 

УЗНАВАНИЕ ФИГУР

  Проверку возможностей памяти лучше всего начать с этого теста, поскольку узнавание примерно в 25 раз эффективней припоминания. Если испытуемому сначала предлагают вспомнить элементы списка, а затем проводят тест на узнавание, то обычно оказывается, что он узнаёт многие из тех элементов, которые не мог припомнить.

В то же время выделить запомнившийся образ среди новых, мало чем от него отличающихся, очень трудно — вспомните фильм «Марья-Искусница», где Иванушке почти невозможно было узнать даже свою родную маму среди ее водяных двойников-копий. Близнецов, например, часто путают, т. е. неправильно узнают, кто из них кто.

Да и вообще каждый из нас, наверно, хотя бы раз в жизни обознался — принял одно лицо за другое. Или совсем кого-то из знакомых не узнал («Ты что, Вася, своих не узнаёшь?!»). А чтобы узнать своих там, где лиц уже не разглядеть — в спортивном состязании или на поле битвы, — нужны особые (чаще всего, цветные) знаки отличия.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

  Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием, т. е. с тем, что для него в данное время важно. И если у этого человека есть дела поважнее, чем механическое (т. е. неосмысленное) заучивание скучных рядов цифр, то результаты он может показать более чем скромные.

Более того, если ваш послушный ребенок будет честно пытаться выполнить данное задание (а тест специально рассчитан на перегрузку), то могут включиться механизмы защиты — он начнет смотреть в окно, болтать ногой и ковырять в носу. В этом нет ничего удивительного, ведь кратковременная память как раз и предназначена для отбора нужной и отсеивания ненужной информации, таким образом, она играет роль своеобразного фильтра. А то, что вашему ребенку интересно, он запомнит в любом объеме, быстро и без усилий.

 

МЕТОДИКА «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»

  Если человеку действительно нужно запомнить многое за короткий срок, он, сознательно или бессознательно, так группирует материал, чтобы его было легко разложить по полочкам долговременной памяти (конечно, если там у него эти «полочки» имеются). И происходит это в так называемой оперативной памяти. Само слово «оперативная» наводит на мысль, что она имеет отношение к некоторым операциям. Оперативная память непосредственно связана как с кратковременной памятью, из которой она черпает материал, так и с долговременной, где хранятся способы его обработки.

Скорость выполнения задания определяется объемом памяти испытуемого. Конечно, если человек одновременно решает еще и какие-то свои задачи («витает в облаках»), то какая-то часть этого объема, как вы сами понимаете, у него занята, что не может не сказаться на результате тестирования.

 

МЕТОДИКА «ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ»

  Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. — А король-то голый! — сказал малыш, подтвердив тем самым, что зрение (зрительное восприятие образа) для него важнее слуха.

Правда, и зрение иногда обманывает: Буратино своим острым носом проткнул очаг, нарисованный на холсте в каморке Папы Карло. Об этом мы узнали из книжки с картинками, еще в детстве. А в детстве — что за книжка, если она без картинок! Но написаны-то книжки — словами...

К вопросу о том, как важно отличать предмет от его изображения, а также от слова, его обозначающего, мы еще вернемся в конце этой главы.

 

ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

  Во вступлении к этой главе и в комментариях к некоторым тестам мы говорили о долговременной памяти. Помните ли вы что это такое? Ну конечно, это именно то, что так часто «теряют» герои всевозможных телесериалов в результате произошедших с ними катастроф. Однако способности понимать речь, мыслить, говорить и действовать, основанные на той же долговременной памяти, у них при этом остаются. Почему? Да просто они ничего не забыли. Только вспомнить не могут...

Человек вообще склонен «забывать» то, что ему неприятно вспоминать. Или стыдно. (У Фрейда это называется вытеснением.) Или по пьяному делу: протрезвел — уже ничего не помнит («Я — не я, и рука не моя!»). И правда, что с него, с трезвого, взять? Ведь для того чтоб вспомнил, — его же снова напоить надо...

Поэтому и помнят люди в основном только хорошее.

Даже без всяких катастроф, в нормальной жизни, мы с вами можем припомнить далеко не всё. Если, например, после нескольких прочтений или прослушиваний мы попытаемся воспроизвести через некоторое время (скажем, через час) длинный ряд ранее воспринятых слов, то вполне можем ошибиться. Причем ошибки эти будут далеко не случайны. Так как в памяти мы близко храним слова, обозначающие одно понятие. Поэтому обычно вместо забытых слов мы используем другие, близкие к ним по смыслу, — а не по звучанию или написанию. Например, вместо забытого слова «труд» человек скорее всего предложит слова «работа», «бизнес» или что-то в этом роде, — но ни в коем случае не «труп». Хотите в этом убедиться? — Попробуйте!

 

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА (ВЗРОСЛЫЙ ВАРИАНТ)

  Нередко полагают, что то, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше того, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Это столь же верно, как и то, что таракан слышит ножками.

Представьте: таракан сидит на доске. Если по ней постучать, — таракан слышит и убегает. А если ноги ему оторвать, он никак не реагирует. Значит, не слышит.

Это старый анекдот... На самом деле, то, что можно выразить словами, просто легче словами воспроизводится (вспомните: «ни в сказке сказать, ни пером описать»).

Безусловно, речь играет существенную роль в долговременной памяти. Особенно если мы думаем над материалом — стараемся его осмыслить и мысленно представить. Но лучше всего запоминается то, что для нас имеет особое значение. Или то, что вызывает в нас сильные эмоции (иногда это одно и то же). Поэтому интересный рассказ запоминается как бы сам собой. А если рассказ скучный, то запомнить его значительно труднее, чем не запоминать.

 

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА (ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ)

  Дети, как правило, лучше воспроизводят рассказ, чем взрослые. Потому, что еще не потеряли способность удивляться. И... сопереживать.

Если, прочитав это высказывание, вы обиделись или загрустили, — не огорчайтесь! В душе вашей еще живет ребенок — тот, каким вы были в детстве.

 

ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

  Приходилось ли вам слышать такие выражения, как «узелки на память», «зарубки на память», «заруби себе на носу», «намотай себе на ус»? Здесь как раз речь идет об опосредованном запоминании, т. е. о запоминании посредством чего-либо. Наши далекие предки так и поступали: чтобы чего-нибудь не забыть — завязывали, зарубали и наматывали. Представители некоторых диких племен до сих пор делают себе татуировки в память о знаменательных событиях своей жизни. Есть такие примеры и у нас: «Не забуду мать родную!» и т. п. Более цивилизованные люди используют для тех же целей смысловые ассоциации, образы. Существуют даже специальные приемы для запоминания. Например, нужно запомнить такую пару слов: «собака — велосипед». Для этого достаточно представить себе собаку, едущую на велосипеде, — и все будет в порядке. Будьте уверены: такое не забывается.

 

ПИКТОГРАММА

  В рассказе Артура Конан Дойла «Пляшущие человечки» с помощью рисунков (этих самых «человечков») преступники обменивались зашифрованной информацией. Так вот, это и есть пиктограмма, известная еще со времен наскальной живописи, — были такие картинки на стенах пещеры, типа «Охота на мамонта».

Отправиться в такую пещеру, во времена неолита, чтобы немного почувствовать себя «пещерным человеком» и предлагают авторы данного теста.

 

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА. ТЕСТ БУРДОНА
МЕТОДИКА «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ»
МЕТОДИКА ГОPБОВА «КPАСНО-ЧЕPНАЯ ТАБЛИЦА»
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ
МЕТОДИКА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ»
ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ
ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ
СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ
СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ
ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ
МЕТОДИКА «ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ»
МЕТОДИКА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО

  Представьте себе старушку, которой называют пять предметов — скажем, «молоко, сливки, сало, сметана, сыр» — и говорят, что один из них лишний, его надо убрать, а остальные четыре нужно назвать одним словом. Старушка говорит, что все это — продукты, а «лишнего» ничего нет. Ее просят подумать — она стоит на своем. Тогда ей подсказывают, что «сало» — лишнее. Но старушка от сала никак отказаться не хочет...

Забавно? Да нет, скорее трагично.

На первый взгляд, тест кажется логически обоснованным и вполне безобидным. Однако применение его в практике психиатрии во времена не столь отдаленные могло стоить человеку жизни и здоровья, искалечить его психику и судьбу. Получивший низкий балл в ходе обследования становился пациентом психиатрической клиники — с клеймом олигофрена или шизофреника.

А дело в том, что тест содержит скрытый порок — заведомо ложную психо-логическую установку. Причем завязанную настолько хитрым узлом, что распутать его мог бы только психолог очень высокого класса. Конечно, если бы ему дали такую возможность...

Сейчас мы с вами попробуем этот узел развязать.

Начинать надо обязательно с начала, читаем: «Методика имеет два варианта: первый вариант — исследование на предметном, второй — на вербальном материале».

Здесь молчаливо предполагается, что оба варианта равноправны, одинаковы для применения и отличаются только материалом, предъявляемым испытуемому. Вопрос — что же это за «материал»? Ответ — в первом случае: «I. Предметный вариант. Материал. Набор карточек с изображением четырех предметов на каждой»; во втором случае: «II. Словесный вариант. Материал. Бланк с напечатанными сериями из пяти слов».

Ну как, пока еще не поняли? Не заметили подмены?

Здесь «изображение предмета», картинка, подменяется самим «предметом». Кроме того, не делается никаких различий между изображением, предметом и словом, его обозначающим. А ведь тест и предназначен для выяснения того, насколько испытуемый эти понятия — «изображение», «предмет» и «слово» — хотя бы интуитивно, различает. Цель тестирования — «Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки». «Признаки» чего? — самого предмета? Его изображения? Или слова-понятия? — Ответа нет.

(Если это звучит для вас недостаточно убедительно, у вас есть какие-либо сомнения, представьте, что вы выиграли автомобиль. Представили? А по лотерейному билету получили — его красивое изображение. Или табличку с надписью: «автомобиль». Вы довольны? Как говорится, почувствуйте разницу.)

Дело усугубляется тем, что эта ложная установка создается изначально у самого врача-психиатра, который (вольно или невольно) будет сначала ее навязывать, а потом приписывать предполагаемому больному.

Теперь представьте себе душевное состояние будущего пациента, душевное здоровье которого исследуется, т. е. подвергается сомнению. Если он только пытается выяснить, чего именно от него хотят, — диагноз однозначный: шизофрения.

Конечно, при правильной постановке исследования, тест будет работать на выявление грубых психических отклонений, поскольку ни олигофрен, ни шизофреник с заданием не справятся. Но если испытуемый не справился с заданием — это еще не значит, что он действительно болен. Ибо всякая селедка — рыба, но не всякая рыба — селедка.

А теперь, если у вас не пропало желание, попробуйте сами пройти этот тест.

 

Г Л А В А  2
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Вступление

В людях не так смешны те качества, которыми они обладают, 
как те, на которые они претендуют.
Ларошфуко

Здесь представлены наиболее популярные методики, позволяющие диагностировать самые основные психологические свойства и состояния личности, как взрослого, так и ребенка.

Некоторые из них для полноты картины и возможности выбирать даны в нескольких вариантах. Эти опросники были разработаны Г.Айзенком в четырех вариантах: MРI, состоящий из 48 вопросов; EРI, состоящий из 58 вопросов; EРQ, содержащий 101 вопрос; а также подростковый вариант опросника. Поскольку интерпретация результатов во всех четырех вариантах методики одна и та же, она подробно описана только в варианте EРQ.

Кроме того, здесь представлены взрослый и детский варианты методик Шмишека и Розенцвейга.

Большинство опросников применяется как при индивидуальном, так и при массовом обследовании. Практически все тесты данной главы требуют от исследователя хорошей предварительной подготовки, так как довольно сложны в обработке и интерпретации.

  Основными свойствами личности считают характер, темперамент, социальную направленность и т. д.

В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Известный художник-карикатурист Херлуф Бидструп как-то изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: некто нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате: холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник рассмеялся, а флегматик... невозмутимо надел шляпу себе на голову.

Характеры же выявляются в действии — активном, целеустремленном, нерешительном, покорном, подражательном и т. п.

Общее между темпераментом и характером состоит в том, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят о социальной ценности данного человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий, уступчивый сангвиник вдруг оказывается отъявленным негодяем...

Социальные качества человека обнаруживаются в его личности — устойчивой системе социально значимых черт. Личность включает в себя и характер, и темперамент человека, но не ограничивается ими.

Классификации личностей нет вообще. Хотя и есть некоторые определения: яркая личность, серая личность, криминальная личность, конфликтная личность...

Античные авторы полагали, что психический склад человека, особенности его поведения определяются соотношением четырех жидкостей организма: крови, желчи, черной желчи и лимфы (греческие названия этих жидкостей и дали имена темпераментам) или соотношением четырех первоэлементов: земли, воды, воздуха и огня. Их наблюдения считаются верными и по сей день, хотя названия и смысл составляющих много раз менялись. (Что подтверждает не менее древнее правило: объяснить — еще не значит понять.) Учение о четырех типах нервной системы было развито И.П.Павловым, а затем В.М.Тепловым и В.Д.Небылицыным. В Англии — Г.Айзенком и Дж.Грэем. «Личность человека, — писал Павлов, — определяется как биологической наследственностью, так и средой. Сила нервной системы (темперамент) — прирожденное свойство, характер (форма поведения) во многом состоит из приобретенных привычек». Теплов и Небылицын пришли к выводу, что следует говорить не о типах, а о свойствах нервной системы, среди которых они выделили активность и эмоциональность. Айзенк ввел шкалу экстра- и интроверсии. Теория эмоций, связанных с удовлетворением (неудовлетворением) потребностей разработана П.В.Симоновым. Именно потребности — мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации — представляют собой ядро личности, основу и движущую силу поведения человека, его побуждение и цель. Подробнее обо всем этом — в комментариях к тестам.

 

ОПPОСНИК САН (САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ)

  Когда у нас хорошее самочувствие, высокая активность и прекрасное настроение, мы скорее всего даже не думаем ни о том, ни о другом, ни о третьем. Другое дело, если это не так: мы начинаем доискиваться — в чем причина.

— Элементарно, Ватсон! — ответил бы на этот вопрос знаменитый сыщик. — Плохое настроение у нас бывает тогда, когда наши желания превосходят наши реальные возможности. (Или по крайней мере мы так считаем. Другое дело, что мы не всегда осознаем, чего именно нам не хватает, или не всегда в этом себе признаёмся.)

Если мы поддаемся плохому настроению — перестаем желать, искать новых возможностей и даже не пытаемся переключиться на что-нибудь другое (психологи называют это фрустрацией), т. е. падает наша активность, то результатом и будет плохое самочувствие. Что само по себе не способствует улучшению настроения. Зато как бы оправдывает низкую активность. Таким образом замыкается порочный круг — по принципу «чем хуже, тем хуже». Пока не окажется, что хуже некуда.

Поэтому, если ваше настроение оставляет желать лучшего, займитесь каким-нибудь делом. Например, заполнением этого опросника.

  Если результаты тестирования вас не удовлетворили, советуем вам также пройти два следующих теста. Они помогут вам лучше понять себя, в том числе узнать, насколько вы сами с собой откровенны.

 

ШКАЛА САМООЦЕНКИ

  Чувство тревоги — ощущение нависшей угрозы — обычно связано с боязнью что-либо (или кого-либо) потерять, т. е. так или иначе, с неудовлетворенными потребностями сохранения. В отличие от чувства тоски, которое возникает из-за отсутствия удач, т. е. из-за неудовлетворенных потребностей развития. В том числе — развития знаний и способностей как средства для удовлетворения других потребностей.

Как нетрудно предположить, потребности сохранения и развития в реальной жизни идут рука об руку, поскольку развиваться и совершенствоваться может лишь то, что способно себя сохранить. А сохранить себя может лишь то, что способно развиваться и совершенствоваться.

Важно, что соотношение той и другой направленности у каждого человека — свое, собственное. Экспериментальные исследования позволили разделить людей на две группы: на тех, кто, рискуя достигнутым, стремится к успеху, и на тех, кто больше дорожит тем, что имеет, и боится неудач.

А к какой категории относитесь вы?

 

ЛИЧНОСТНАЯ ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОГИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

  Конечно, все может быть не так просто. Часто одни наши потребности и желания трудно совместить с другими и между ними возникает конкуренция, борьба, причем далеко не всегда осознанная. Так могут бороться в человеке чувство долга и чувство страха: желание выжить — под маской Страха, желание жить с теми, с кем живешь, — под маской Долга. Кто же победит? — Победит сильнейший.

Во всяком случае, одна из самых сильных потребностей человека — потребность в самоуважении, которая в своем крайнем проявлении выступает как желание всегда быть правым. И не менее сильна может быть потребность в уважении окружающих его людей (вспомните хотя бы фразу: «Ты меня уважаешь?!»). А это далеко не одно и то же. Бывают ситуации, когда исполнить оба этих желания одновременно не смогла бы и волшебная палочка. (Именно по степени силы, преобладания одной из этих потребностей психологи и различают так называемых интро- и экстравертов.) А если эти два богатыря объединятся и выступят на одной стороне, то они способны вытеснить в темные глубины подсознания даже могучее влечение пола, которое в этом случае вынуждено вести партизанскую войну и становится настоящим оборотнем.

Если в процессе конкуренции мотивов удовлетворение одной потребности будет происходить за счет другой, то неудовлетворенная породит отрицательные эмоции и поиск средств для их устранения (в тяжелых случаях — вплоть до алкоголизма и наркомании). Избежать трагического финала можно путем усвоения норм культуры, путем целенаправленного овладения практической психологией. Но есть и еще один путь — творчество.

 

ШКАЛА ОДИНОЧЕСТВА
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ШКАЛА ПОИСКА ОСТРЫХ ОЩУЩЕНИЙ
ОПPОСНИК ШМИШЕКА
ОПPОСНИК EPQ. МЕТОДИКА АЙЗЕНКА
ОПPОСНИК EPI. МЕТОДИКА АЙЗЕНКА
ОПPОСНИК MPI. МЕТОДИКА АЙЗЕНКА
ОПPОСНИК АЙЗЕНКА (ПОДРОСТКОВЫЙ)
МЕТОДИКА МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ФРУСТРАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КОМИКСОВ. МЕТОД PОЗЕНЦВЕЙГА

 

Г Л А В А  3
ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Вступление

 

Чем бы человек ни обладал на земле — прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей. Имея все возможные преимущества, он не чувствует себя удовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах. Ничто не может отвлечь его от этой цели. Даже презирающие род людской, третирующие людей, как скотов, и те хотят, чтобы люди поклонялись и верили им.

  Паскаль

В этой главе собраны тесты, позволяющие исследовать и прогнозировать взаимоотношения людей внутри группы.

  Социальные потребности существуют в любом социуме — и не только у людей. Причем не сводятся к биологическим. Например, на обезьянах провели такой эксперимент. Когда «лидера» группы стали кормить в последнюю очередь, у него повысилось давление — он нервничал, но терпел (хотя питание получал отборное). А вот когда к его самке подсадили «подчиненного» ему самца — всё, инфаркт (хотя и самок у него было достаточно).

Даже ребенок привязывается к тому, кто с ним агукает и улыбается, а не к тому, кто его кормит и меняет пеленки.

Социальные потребности можно выделить особо, поскольку они накладывают свой отпечаток на все остальные побуждения человека. Однако в данном случае речь пойдет о социальных потребностях в узком и собственном смысле слова. Прежде всего, это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих. Не секрет, что каждый хочет, чтобы его уважали и любили. Попытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства — лишь одна из многих в этом роде, и потребность быть «ведомым» подчас перекрывает ее.

Человек связан с окружающими его людьми взаимными правами и обязанностями, что проявляется как потребность в справедливости. Наверно, нет двух людей, у которых представления о справедливости были бы одинаковы. Но общество распалось бы, если бы люди не находили общности в своих представлениях о справедливости. В то же время существуют социальные потребности «для себя» (отстаивание прав) и «для других» (выполнение обязанностей). Обе потребности присущи всем людям, но сила той и другой контролируется нормами поведения в данном обществе — от соседей по квартире до всего человечества, — поскольку у каждого человека (в той или иной степени) есть потребность этим нормам соответствовать. И может быть, общество потому и не распадается, что эта потребность подчас сильнее потребности в справедливости, на почве которой сплошь и рядом возникают конфликты.

В повести «Вдовий пароход» И.Грекова пишет: «Коммунальные страсти часто называют мещанскими. Ерунда! Какие они мещанские? Пусть порожденные малыми причинами, но сами страсти — высокие, благородные, можно даже сказать: аристократические. Каждый борется не за себя, а за высокую справедливость... В нашей квартире все были за справедливость, но каждый понимал ее по-своему. И каждый по-своему был прав. Одно из самых тяжелых убеждений, вынесенных мною из жизни: каждый человек внутри себя прав».

Да, это так. Хотя желание всегда и во всем чувствовать себя правым может принимать и уродливые формы. Тогда человеку приходится дорого платить. В первую очередь тем, что он имеет о себе только воображаемое представление (так называемое «идеальное Я») и не осознает своих подлинных целей и мотивов — зато приписывает их окружающим. Поэтому в конце концов он всегда проигрывает. И в том, что ничего о себе не знает, и в том, что жить ему приходится среди «подлецов» и «сволочей», и в том, что никогда не получит того, чего на самом деле хочет. Кроме чувства собственной правоты, разумеется.

С конфликтами обычно связаны неприятные переживания, нарушение взаимоотношений, потеря психического равновесия. Поэтому и отношение к ним в группе, как правило, резко отрицательное. Оно выражается в том, что большинство лидеров — формальных или неформальных — либо стремятся подавлять их все без разбора («А ну, цыц у меня!»), либо не хотят в них вмешиваться («А-а, разбирайтесь сами...»). Обе эти позиции глубоко ошибочны, т. к. в первом случае конфликт может со временем усугубиться и ждать только удобного случая, чтобы вспыхнуть с новой силой, а во втором — будет развиваться стихийно, как говорят, со всеми вытекающими. На самом деле, конфликтную ситуацию лучше всего вовремя распознать, выявить и устранить до того, как она перерастет в конфликт. Но если это все же случилось, инцидент все же произошел, — развитием конфликта надо уметь управлять. При этом очень важно, чтобы члены группы в этой ситуации правильно разобрались (в первую очередь, сами в себе). В принципе, без конфликтов не обходится ни один коллектив (это его «болезни роста»). Поэтому лучше всего время от времени проверять положение в группе с помощью опытного психолога, знакомого как с теорией конфликтов, так и с практикой их разрешения.

 

СОЦИОМЕТPИЯ
МЕТОДИКА «Q-СОPТИPОВКА»
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т.ЛИPИ
ОПPОСНИК ТОМАСА
МЕТОДИКА PЕНЕ ЖИЛЯ

 

Г Л А В А  4
РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Вступление

 

Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
— Разве шляпа страшная? — возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона.

  Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

 

...Хоть и заглядывал я встарь в психологический словарь.
Дмитрий Быков

В этой главе представлены рисуночные тесты, которые в отличие от большинства предыдущих прямых методов исследования являются косвенными и относятся к категории проективных. (Т. е. они как бы дают проекцию, портрет личности.)

Их популярность связана с рассветом психоанализа, благодаря которому было введено понятие бессознательного и при исследовании личности основной упор делался именно на бессознательные процессы.

 

  Бессознательное — это самый темный уголок нашей души. Проникнуть в свое и тем более в чужое бессознательное — очень и очень сложно. Психоаналитики пытаются добиться этого, работая только с одним человеком, годами. Поэтому рекомендуется пользоваться этими тестами с особой осторожностью, особенно когда дело доходит до интерпретации.

 

Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ — как при работе со взрослыми, так и с детьми. Считается, что, во-первых, тестовая ситуация менее официальна и позволяет тестируемому раскрепоститься и проявить те особенности, которые не нашли выхода на более ранних этапах исследования, во-вторых, в процессе рисования контроль так называемого «цензора сознания» ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Рисунки могут оказаться хорошим поводом для последующей беседы с испытуемым (не говоря уже о возможности установления контакта и взаимопонимания с ним), что позволит получить дополнительную информацию о нем; — рисунки могут представить некоторые сведения об уровне интеллекта их автора и т. п.

Несмотря на всю свою привлекательность, рисуночные тесты имеют и ряд недостатков. В первую очередь, трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя — проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор, поэтому лучше быть осторожней в интерпретации, чем переусердствовать в ней. Следует подчеркнуть, что проективные методики предъявляют высокие требования к теоретической подготовке исследователя.

Все данные, полученные при помощи проективных тестов, обязательно должны сопоставляться с результатами прямых методик и наблюдений. В целом интерпретация данных, полученных при помощи этих тестов, должна быть сделана с учетом максимально полной информации, касающейся: а) настоящего окружения испытуемого; б) его прошлой истории и в) самого испытуемого.

Каждый из тестов, которые будут рассматриваться ниже — «ДДЧ», «Нарисуй человека», «Рисунок семьи», — состоит из двух этапов. Первая фаза, в процессе которой испытуемый выполняет рисунок, является, по существу, образной, невербальной. Вторая фаза — беседа — зависит от всей предыстории и направленности личности испытуемого во всей полноте связей с окружением. На этом этапе испытуемый описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказывает возникшие в связи с ними ассоциации.

Было обнаружено, что замкнутые испытуемые становятся более раскрепощенными в тот момент, когда они увлечены процессом рисования. Оказалось, что паузу в рисовании — «отрыв карандаша» — можно с успехом использовать, чтобы «разговорить» испытуемого.

Считается, что справедливы следующие положения.

1. Автор рисунка может двумя способами продемонстрировать тот факт, что данная деталь, или комбинация деталей, или способ их изображения — с точки зрения пропорций или использования пространства, по отдельности или в целом, — имеет для него особое значение.

Позитивный способ: а) открытое проявление эмоций непосредственно перед, во время или после изображения данной детали или комбинации деталей, во время их комментирования либо в процессе последующей беседы; б) необычная последовательность изображения деталей или комплекса деталей («нормальная» последовательность описана в тесте «ДДЧ»); в) необычное отношение, выраженное через такие действия, как чрезмерное стирание (особенно если оно не сопровождается усовершенствованием рисунка), возврат к нарисованному (один или несколько раз) во время выполнения данного или последующих рисунков (если испытуемому надо нарисовать несколько рисунков, например в тесте «ДДЧ»), либо слишком большая затрата времени на изображение деталей или комплекса деталей; г) необычная манера изображения детали или комплекса деталей; д) непроизвольное назойливое повторение при выполнении отдельного фрагмента или детали рисунка; е) комментарии (спонтанные или выполненные по просьбе исследователя), касающиеся рисунка в целом или его отдельных фрагментов.

Негативный способ: а) незавершение детали; б) пропуск одной или более так называемой «обязательной» детали (см. методику «ДДЧ»); в) уклончивый комментарий или отказ от комментария относительно рисунка в целом или одного или нескольких фрагментов.

2. Интерпретация «значимых» деталей или комплекса деталей и (или) способа их изображения предоставляет информацию о потребностях, страхах, стремлениях, конфликтах испытуемого и пр.

3. Важно, чтобы испытуемый мог при любой благоприятной возможности оказать содействие в интерпретации результатов его работы; клинические наблюдения показали, что так называемое универсальное и абсолютное значение тех или иных символов может радикально изменяться при определенных конфигурациях, то есть общепринятое значение полученных деталей или способа их изображения может почти полностью преобразиться благодаря тому уникальному смыслу, которым наделяет их испытуемый и который мог бы быть совершенно упущен, если бы у испытуемого не было возможности рассказать о нем.

4. Адекватная интерпретация отдельных фрагментов может быть сделана только в том случае, когда учитывается их взаимосвязь с общей конфигурацией рисунка.

5. Интерпретация должна проводиться с величайшей осторожностью и в свете максимально полной информации об испытуемом и об окружающей его обстановке (как в прошлом, так и в настоящем).

Если испытуемый выражает отказ (люди среднего и пожилого возраста делают это часто), заявляя, что он не художник, что в школе его не обучали рисованию и т. п., исследователь должен убедить испытуемого, что рисуночные тесты не направлены на проверку художественных способностей, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-нибудь предмет, исследователь должен сказать ему, что рисунок должен быть выполнен от руки.

Материал, который используется во всех тестах, — стандартный лист бумаги (А4), простой карандаш (лучше 2М, так как оказалось, что он более точно отражает моторный контроль испытуемого, нажим, качество линий и штриховки), ластик (в зависимости от определенных установок исследователя его можно не давать).

 Детским рисункам свойственны некоторые общие особенности, связанные с использованием пространства и качеством линий.

Пространство

Как правило, дети используют для рисунка все пространство листа, использование слишком ограниченного участка является признаком робости и неуверенности.

Уверенный в себе ребенок использует всю необходимую ему площадь, начиная рисунок с центра и двигаясь без колебаний к краям листа, оставляя то в одном, то в другом месте большие поля (как правило, больше сверху, чем снизу).

Если ребенку не удается соблюдать границы листа, то можно предположить наличие некоторой задержки в развитии сенсорно-моторной координации. Это как бы проявление лености в соблюдении расстояний и в распоряжении пространством, в котором его рука в общем-то является хозяйкой. Таких детей надо не только ласково ободрять, но и учить рисовать на всей площади листа бумаги.

Если ребенок интуитивно чувствует границы листа, но сознательно их нарушает, заполняя весь лист по самые края, пытаясь таким образом старательно избегать того, чтобы на листе оставалось хотя бы минимальное пустое пространство, это указывает на чувство беспокойства. Страх перед пустотами интерпретируется как наличие «пустот» в чувственной жизни ребенка.

В определенные периоды своей жизни ребенок может чувствовать себя одиноким, незащищенным, возможно, из-за какой-нибудь физической особенности (раннее выпадение молочных зубов, уши торчком, дефекты в произношении, недостаточное «атлетическое» развитие и ловкость в играх и т. п.) или вследствие более глубоких причин (семейных, связанных со средой), вынуждающих его защищаться из страха перед страданиями. В этом случае ребенок чувствует необходимость заполнения пустот на листе бумаги, как бы высказывая пожелание, чтобы были заполнены «пустоты» его потребности в любви и тепле.

 

  Родители часто могут не заметить, что непроизвольно лишили ребенка своего внимания и он от этого страдает. Однако это явление имеет преходящий характер, и, говоря об этом с ребенком, вы поймете, что речь идет о легко решаемых проблемах, если вы отнесетесь к ним со всей ответственностью. Недостаточное проявление любви к ребенку часто может глубоко травмировать его психику.

 

Как правило, ребенок рисует различные объекты, начиная с центра листа. Самым важным объектом для него является тот, который расположен в центре рисунка. Это может быть шарик, собака, мороженое или игрушка, или же в течение долгого периода главной темой рисунков может стать отец, который работает, или мама, которая готовит на кухне, или сам ребенок, который играет.

До 4 лет не следует придавать серьезного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам нарисованных предметов, человеческих фигур и т. п., их завершенности и расположению на листе бумаги.

Ребенок более старшего возраста придает увеличенные пропорции самой значительной фигуре или предмету, возбуждающим его воображение или постоянно занимающим его мысли.

Линия

Линия может быть рассмотрена с точки зрения силы, приложенной при ее проведении, и движения (протяженность и направленность). В первом случае нужно обратить внимание на форму проведения линии, которая может иметь следующие характеристики: толстая и протяженная, тонкая и прерывистая, тонкая и протяженная, разорванная и т. д.

В меру ровная, с умеренным нажимом, без разрывов и рывков проведенная линия свидетельствует об уверенном владении карандашом. Такая линия, проведенная ребенком 4-5 лет, указывает на решительный характер, ясность мысли, хорошее эмоциональное равновесие.

Линии (все или большинство), выполненные с сильным нажимом, так что кончик карандаша едва не ломается, говорят о скрытой агрессивности, эмоциональной неуравновешенности, неуверенности, склонности к самобичеванию.

 

  Может быть, вы (родители) часто упрекали своего ребенка за поведение и поступки, означавшие не что иное, как требование вашего внимания и любви (плач, капризы, мочеиспускание в постель и т. д.). Но это не значит, что вина полностью лежит на вас. Просто ребенок переживает проблемы, сопровождающие процесс его взросления, социализации, связанные с необходимостью научиться «подчиниться» и «уступить».

 

Если в рисунке преобладают линии типа крупный зигзаг, неровные, часто меняющие направление, с неравномерным нажимом, то сильным, то более слабым — это указывает на неуверенность, тревожность, боязнь положиться на собственные силы и допустить оплошность, выполняя такое трудное задание, как сохранение постоянной силы давления на лист бумаги при проведении линии. Неуверенное владение карандашом, неумение крепко держать его в руках — свидетельство неверия в свои силы.

 

  Здесь вам следует проявить вашу родительскую интуицию, разговорить ребенка, чтобы понять, что за этим стоит.

 

Гибкая, равномерная, в меру волнообразная, уверенно, без спешки и чрезмерного нажима выполненная линия говорит о достаточном самообладании и эмоциональном равновесии. Никаких сомнений, беспокойства, в некоторой степени безучастность и равнодушие.

Часто прерываемая линия свидетельствует о нерешительности, даже робости, колеблющемся характере, боязни взять на себя ответственность, безынициативности. Возможно, имеют место проблемы с пищеварением, расстройства кишечника. Ребенок, который не прилагает усилий в рисовании, часто не прилагает усилий ни в чем. Можно отнестись к этой апатии как к безвредному явлению, если речь идет о ее проявлении только в рисовании, но, если она обнаруживается во всем, что он делает, надо задуматься. Апатия только при выполнении рисунка может означать, что ребенок проявляет робость при создании рисунка — и больше ничего. Но возможно, что он воспринимает окружающий мир как беспокоящую, тревожную среду, против которой он не осмеливается выступить прямо и решительно.

Линия, разрываемая очень часто, практически состоящая из ряда штрихов, — признак агрессивности, представляющей собой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира. Такой ребенок не умеет действовать прямо, потому что боится коварства и препятствий внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения. В отношениях с людьми подозрителен и недоверчив, но это обстоятельство не всегда создает для него неудобства. Если он не вырастет тихим и задумчивым ребенком, то может стать развитым, внимательным, благоразумным, предусмотрительным, нередко возможно раннее проявление чувства юмора.

 

  Что предпринять в данном случае? Самое главное — не драматизировать ситуацию, окружить ребенка заботой, постараться подружить его с другими детьми и познакомить ближе с социальной жизнью в целом, выделяя красивую сторону жизни и приглаживая, насколько это возможно, все плохое, что ребенок старается обычно запомнить.

 

Линии с частыми изломами, близкие по характеру к изображению кардиограммы, — довольно тревожный симптом. Не исключено, что следует забить тревогу. Этот ребенок, видимо, не способен выйти из каракулей, стремится скорее излить душу, чем построить пространство по образцу. Проводя такую линию, ребенок 6 лет сможет нарисовать в лучшем случае дым, выходящий из дымовой трубы дома, но не ровный край стены или дороги.

 

  Какие могут быть выводы? Возможно, что здесь налицо нарушение эмоционального состояния, проблема, имеющая, может быть, и другие признаки, с которыми вы уже знакомы. Ребенок, которому не удастся провести даже короткую ровную линию, может иметь проблемы психического характера, заслуживающие вашего внимания, причем одних рисунков для их выявления может оказаться недостаточно.

 

Теперь рассмотрим линии с точки зрения их направленности и размеров. Какие линии преобладают? Короткие или длинные, кривые или прямые, прерывистые или непрерывные? В целом необходимо отметить, что уверенный в себе ребенок использует линии всех типов в зависимости от того, что он собирается выразить, и не колеблется, даже если должен провести через весь лист бумаги всего одну линию.

Ребенок, избегающий изображения кривых линий, вероятнее всего наделен колючим характером. Более мягкий ребенок до 6-7 лет рисует линии с многочисленными изгибами и поворотами. Сильные и основательные вертикальные линии свидетельствуют о гордом, полном достоинства характере. Ребенок, использующий преимущественно такие линии, также красноречив, любопытен, резв, весел и шумлив. Но упаси Бог перечить ему!

Ребенок, наполняющий пространство светотенью, обладает, скорее всего, богатыми оттенками чувств, зрелым и чувствительным характером, любит покой и размышление, напорист, и, возможно, немного упрям.

Заполненность и пустоты, их отношения с пространством, о чем уже говорилось выше, показательны и значимы также для каждой отдельной детали рисунка. Ребенок, который выразительно «обрамляет» все законченные пространства (окна, стены, облака, кроны деревьев и т. д.), стремится обычно к порядку и логике, но иногда движим больше глухим и неосознанным страхом перед пустотой, чем возможностью свободного выбора.

 

ТЕСТ «ДОМ — ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК»
Предложен Дж. Буком в 1948 году
ТЕСТ «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА»
Разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф
ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»

 

  Уважаемый родитель! Не вините себя, если вы чувствуете, что у вашего ребенка существуют какие-то проблемы, а вы не в состоянии ему помочь. Это вполне естественно — ведь для этого необходимы не просто специальные знания, но и объективное восприятие ситуации, так сказать, взгляд со стороны. Если у вас действительно есть желание оказать реальную помощь своему ребенку, обратитесь в детский психологический центр, к школьному психологу. Но и этого недостаточно. Без вашего активного участия и сотрудничества ни один психолог не будет в состоянии что-либо изменить.

Кроме того, помните, что дети часто копируют рисунки друг друга — особенно если рисунок товарища получил высокую оценку взрослых. Они стараются точно воспроизвести то, что им нарисовал старший, поскольку чистосердечно полагают, что именно так и «надо рисовать». Дети также охотно рисуют иллюстрации к сказкам, причем персонажи имеют именно «сказочный», а не «символический» смысл (и меч-кладенец — это именно меч, а не фаллический символ). Бывают и рисунки-игры, и лист бумаги может превратиться в театр... или в театр военных действий. И если вы попросите ребенка нарисовать, например, дом, то он скорее всего постарается сделать это так, как делаете вы сами, — потому, что для него это «правильный» рисунок. Или он нарисует дом, в котором хотел бы жить. А рядом — дерево, а на дереве — птицу. А рядом — сад, а в саду — фонтан. И обязательно — много детей. И обязательно — собаку. И кошку, и котенка... Дети — играют! Это вполне нормально, естественно — и нет никаких оснований для беспокойства.


На Главную страницу © Поляков А. М., 1997
Рейтинг@Mail.ru

СТИХИ И ПРОЗА  |  СТАТЬИ  |  ПУБЛИКАЦИИ